Номер 465, страница 153 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский

Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета

Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.

Тип: Учебник

Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки

Год издания: 2020 - 2025

Уровень обучения: базовый и повышенный

Цвет обложки: белый в клеточку

ISBN: 978-985-11-1251-3

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Раздел 4. Повторение. Параграф 8. Геометрические фигуры и их свойства - номер 465, страница 153.

№465 (с. 153)
Условие. №465 (с. 153)
скриншот условия
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 153, номер 465, Условие

465. Найдите длину отрезка, концы которого:

а) лежат на сторонах треугольника и делят каждую в отношении $n : m$, если считать от их общей вершины, учитывая, что третья сторона треугольника равна $a$;

б) лежат на боковых сторонах трапеции и делят их в отношении $m : n$, если считать от большего основания длиной $a$, при этом другое основание равно $b$.

Решение 2. №465 (с. 153)
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 153, номер 465, Решение 2
Решение 3. №465 (с. 153)

а) Рассмотрим треугольник, обозначим его вершины как $A, B, C$. Пусть концы искомого отрезка лежат на сторонах $AB$ и $AC$, имеющих общую вершину $A$. Обозначим эти точки как $M$ на $AB$ и $N$ на $AC$. Третья сторона треугольника, $BC$, имеет длину $a$.

По условию, точки $M$ и $N$ делят стороны, на которых они лежат, в отношении $n:m$, если считать от их общей вершины $A$. Это означает, что выполняются соотношения:

$AM : MB = n : m$

$AN : NC = n : m$

Из первого отношения следует, что $\frac{AM}{MB} = \frac{n}{m}$. Мы можем выразить отношение длины отрезка $AM$ к длине всей стороны $AB$. Если $AM = k \cdot n$, то $MB = k \cdot m$ для некоторого коэффициента пропорциональности $k$. Тогда $AB = AM + MB = k \cdot n + k \cdot m = k(n+m)$. Таким образом, отношение $\frac{AM}{AB} = \frac{k \cdot n}{k(n+m)} = \frac{n}{n+m}$.

Аналогично для стороны $AC$ получаем $\frac{AN}{AC} = \frac{n}{n+m}$.

Теперь сравним треугольники $\triangle AMN$ и $\triangle ABC$. Угол $\angle A$ у них общий. Стороны, прилежащие к этому углу, пропорциональны:

$\frac{AM}{AB} = \frac{AN}{AC} = \frac{n}{n+m}$

Следовательно, по второму признаку подобия треугольников (по двум пропорциональным сторонам и углу между ними), $\triangle AMN \sim \triangle ABC$.

Из подобия треугольников следует, что отношение их соответствующих сторон равно коэффициенту подобия:

$\frac{MN}{BC} = \frac{AM}{AB} = \frac{n}{n+m}$

Подставив известное значение $BC=a$, получим:

$\frac{MN}{a} = \frac{n}{n+m}$

Отсюда находим длину отрезка $MN$:

$MN = a \cdot \frac{n}{n+m}$

Ответ: $\frac{an}{n+m}$.

б) Рассмотрим трапецию $ABCD$, у которой основания $AD=a$ и $BC=b$, причем $a$ — длина большего основания. Концы искомого отрезка, точки $M$ и $N$, лежат на боковых сторонах $AB$ и $CD$ соответственно.

По условию, точки $M$ и $N$ делят боковые стороны в отношении $m:n$, считая от большего основания $AD$. Это означает:

$AM : MB = m : n$

$DN : NC = m : n$

Отрезок, соединяющий точки, делящие боковые стороны трапеции в одинаковом отношении, параллелен ее основаниям. Таким образом, $MN || AD || BC$.

Для нахождения длины $MN$ воспользуемся методом вспомогательного построения. Проведем через вершину $C$ прямую, параллельную боковой стороне $AB$. Пусть эта прямая пересекает основание $AD$ в точке $P$, а отрезок $MN$ — в точке $K$.

Четырехугольник $ABCP$ является параллелограммом по построению ($AB || CP$ и $BC || AP$). Следовательно, $AP = BC = b$ и $AB = CP$.

Длина отрезка $PD$ на большем основании равна $PD = AD - AP = a - b$.

Длину искомого отрезка $MN$ можно представить как сумму длин отрезков $MK$ и $KN$: $MN = MK + KN$.

Рассмотрим четырехугольник $APKM$. Его стороны $AP$ и $MK$ параллельны, так как $AP \subset AD$, $MK \subset MN$ и $AD || MN$. Стороны $AM$ и $PK$ также параллельны, так как $AM \subset AB$, $PK \subset CP$ и $AB || CP$. Значит, $APKM$ — параллелограмм.

Из этого следует, что $MK = AP = b$.

Теперь найдем длину отрезка $KN$. Рассмотрим $\triangle CPD$. Так как $MN || AD$, то $KN || PD$. Следовательно, $\triangle CKN$ подобен $\triangle CPD$. Коэффициент подобия равен отношению $\frac{CN}{CD}$.

Из условия $DN : NC = m : n$ выразим это отношение. Если $DN = k \cdot m$, то $NC = k \cdot n$ для некоторого $k$. Тогда $CD = DN + NC = k \cdot m + k \cdot n = k(m+n)$. Получаем:

$\frac{CN}{CD} = \frac{k \cdot n}{k(m+n)} = \frac{n}{m+n}$

Из подобия треугольников $\triangle CKN$ и $\triangle CPD$ следует:

$\frac{KN}{PD} = \frac{CN}{CD} = \frac{n}{m+n}$

Подставляя $PD = a-b$, находим $KN$:

$KN = PD \cdot \frac{n}{m+n} = (a-b) \frac{n}{m+n}$

Наконец, вычисляем полную длину отрезка $MN$:

$MN = MK + KN = b + (a-b) \frac{n}{m+n} = \frac{b(m+n) + n(a-b)}{m+n} = \frac{bm + bn + an - bn}{m+n} = \frac{an + bm}{m+n}$

Ответ: $\frac{an+bm}{m+n}$.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 465 расположенного на странице 153 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №465 (с. 153), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.