Номер 4.279, страница 254 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Глава 4. Прогрессии. Параграф 18. Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии - номер 4.279, страница 254.
№4.279 (с. 254)
Условие. №4.279 (с. 254)
скриншот условия
4.279. Решите уравнение $(3x^2 - x - 4)(3x^2 - x + 2) = 7$, используя метод замены переменной.
Решение. №4.279 (с. 254)
Решение 2. №4.279 (с. 254)
Дано уравнение: $(3x^2 - x - 4)(3x^2 - x + 2) = 7$.
Для решения этого уравнения используется метод замены переменной. Заметим, что в обеих скобках присутствует одинаковое выражение $3x^2 - x$.
1. Введение новой переменной
Пусть $t = 3x^2 - x$. Подставим новую переменную в исходное уравнение:
$(t - 4)(t + 2) = 7$
2. Решение уравнения относительно новой переменной $t$
Раскроем скобки в левой части уравнения:
$t^2 + 2t - 4t - 8 = 7$
Приведем подобные слагаемые и перенесем все члены в левую часть:
$t^2 - 2t - 8 - 7 = 0$
$t^2 - 2t - 15 = 0$
Мы получили квадратное уравнение относительно переменной $t$. Решим его с помощью дискриминанта $D = b^2 - 4ac$.
$D = (-2)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-15) = 4 + 60 = 64$
Так как $D > 0$, уравнение имеет два действительных корня.
$t_1 = \frac{-b + \sqrt{D}}{2a} = \frac{2 + \sqrt{64}}{2 \cdot 1} = \frac{2 + 8}{2} = \frac{10}{2} = 5$
$t_2 = \frac{-b - \sqrt{D}}{2a} = \frac{2 - \sqrt{64}}{2 \cdot 1} = \frac{2 - 8}{2} = \frac{-6}{2} = -3$
3. Обратная замена и нахождение корней исходного уравнения
Теперь необходимо выполнить обратную замену для каждого найденного значения $t$.
Случай 1: $t = 5$
Подставляем значение $t$ в выражение для замены:
$3x^2 - x = 5$
$3x^2 - x - 5 = 0$
Решим полученное квадратное уравнение. Найдем дискриминант $D_x$:
$D_x = (-1)^2 - 4 \cdot 3 \cdot (-5) = 1 + 60 = 61$
Так как $D_x > 0$, уравнение имеет два корня:
$x_1 = \frac{-(-1) + \sqrt{61}}{2 \cdot 3} = \frac{1 + \sqrt{61}}{6}$
$x_2 = \frac{-(-1) - \sqrt{61}}{2 \cdot 3} = \frac{1 - \sqrt{61}}{6}$
Случай 2: $t = -3$
Подставляем второе значение $t$:
$3x^2 - x = -3$
$3x^2 - x + 3 = 0$
Найдем дискриминант $D_x$ этого уравнения:
$D_x = (-1)^2 - 4 \cdot 3 \cdot 3 = 1 - 36 = -35$
Так как $D_x < 0$, данное уравнение не имеет действительных корней.
Таким образом, исходное уравнение имеет два корня, полученные в первом случае.
Ответ: $x = \frac{1 - \sqrt{61}}{6}; x = \frac{1 + \sqrt{61}}{6}$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 4.279 расположенного на странице 254 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №4.279 (с. 254), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.